Особенности личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте.

    Младший школьный возраст является очень важным в плане личностного роста ребенка. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми и детьми.

Зачастую этот возраст приносит ребенку новые достижения. У ребенка младшего школьного возраста в содержание представлений о себе входит понимание своих качеств, возможностей. Накопленные данные о себе, своих возможностях дополняются соответствующим отношением к самому себе. Общаясь с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о себе самом. Именно в этом возрасте открываются большие возможности для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые наряду с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это — самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию другими людьми. Младший школьный возраст является продолжением периода формирования всего этого важнейшего комплекса личностных качеств человека.

    Личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином индивид обозначают биологическую сущность человека, а термином личность – его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Однако было бы неверным представлять существование этих двух ипостасей в человеке в разрозненном виде, так как социальное начало в человеке не оторвано от биологического. Развитие личности – это сложный диалектический процесс взаимодействия внешнего (среда, воспитание), и внутреннего (самовоспитание, самоутверждение).

    Все это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития ребенка, начиная с ранних этапов его жизни. В качестве существенного показателя развития личности выступает ее самооценка. Самооценка – это некое ядро личности. Особенности самооценки взаимосвязаны с оценкой окружающих. Самооценка является тем общим представлением человека о самом себе как о личности, о том, какое значение человек придает своим поступкам. Заниженная самооценка отрицательно влияет на качество жизни человека. Иногда заниженная самооценка является следствием ежедневных проблем, неуверенности в себе. Потеря доверия к самому себе может быть вызвана чередой разных проблем. Постоянное беспокойство, тревога ограничивают возможности человека и таким образом разрушают его уверенность в себе, приводя к появлению ощущения собственной некомпетентности. Подобное влияние могут оказывать постоянные трудности в общении, лишения, сильные и длительные стрессы. Иногда заниженная самооценка становится благодатной почвой, на которой вырастают трудности.

    Самооценка — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; тесно связана с уровнем притязаний. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается, прежде всего, под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди: человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек является на самом деле) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

    Самооценка зависит также от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. На ранних ступенях развития ребенка оценки окружающих играют в формировании самооценки исключительно большую роль, поскольку анализ собственной деятельности еще малодоступен ребенку. В дальнейшем, по мере накопления опыта, все больше значение в поведении начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности.

    От уровня самооценки зависит активность личности. Человек, который себя не ценит, неохотно прилагает усилия для улучшения своей судьбы. Наоборот, те, кто высоко ценит себя и свои способности, склонны работать с большим напряжением.

    Самооценка формируется под влиянием деятельности индивида. Но оценку этих результатов зачастую дают окружающие. Вот почему оценка определяет самооценку. Если взрослые относятся к ребенку с уважением, то и он сам себя считает заслуживающим уважения. Если же ребенком пренебрегают, то и он начинает считать себя недостойным. И реакции здесь разнообразны: апатия, цинизм, агрессия и т.д. когда у человека самооценка сформирована, то она имеет тенденцию к самоподкреплению. Причем это касается и высокой, и заниженной самооценки. Именно поэтому необходимо помнить, что в детстве происходит закладка основных черт личности, и важнее всего в данном случае – помочь ребенку, не навредить ему.

    В младшем школьном возрасте формируются такие важные качества личности, как ответственность и чувство долга. Формируются личностные качества, связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Младшие школьники уже разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков. Ребенок семи-восьми лет способен понимать нравственный смысл ответственности. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на признание положительного этического эталона. Потребность соответствовать этому эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Ребенок семи-восьми лет может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость. Правильное поведение в присутствии взрослого - первый этап морального развития поведения ребенка. Потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл. Можно сказать, что у детей младшего школьного возраста формируется самооценка как компонент самосознания ребенка, отношения к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

    Длительное отсутствие эмоционального благополучия обычно приводит к формированию неустойчивой самооценки, а затем проявляется в форме ситуативной, а потом и личностной тревожности.

    Тревожность является переживанием неблагополучия, связанного с чувством опасности или поражения. Индивид ощущает тревожность как некоторое напряжение, определенное беспокойство, неопределенность. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. Тревожность мешает ребенку развиваться в том обществе, в котором он существует. Потому, что при высоком уровне тревожности ребенок испытывает трудности при налаживании социальных контактов, при выстраивании межличностных отношений с ровесниками и учителями. Высокий уровень тревожности также негативно сказывается на познавательных способностях ребенка: ребенок может бояться ответить, опасаясь неверного ответа, как следствие, снижается его успеваемость.

    Наличие творческого мышления и воображения - необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции».

    Таким образом, чем выше уровень развития способностей ребёнка, тем более свободным он становится. Формирование его личности осуществляется не в условиях приспособления к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку окружающей среды и самого себя. Таким образом, младший школьный возраст является очень важным в плане личностного роста ребенка. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми и детьми. Зачастую этот возраст приносит ребенку новые достижения. У ребенка младшего школьного возраста в содержание представлений о себе входит понимание своих качеств, возможностей. Накопленные данные о себе, своих возможностях дополняются соответствующим отношением к самому себе. Общаясь с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о себе самом. Именно в школьном возрасте открываются большие возможности для воспитания у детей таких ценных личностных качеств, которые вместе с интеллектуальными способностями, знаниями, умениями и навыками определяют успехи детей в различных видах деятельности. Это — самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию. В этом возрасте формируется важнейший комплекс личностных качеств человека, и именно родители в силах задать правильное направление данному процессу.

Метки: Детско-родительские отношения