Психологическая готовность к школьному обучению.

        Когда ребенок идет в первый класс, у родителей, как правило, появляется множество вопросов. Привыкнет ли ребенок к новому для него режиму? Справится ли он с большой нагрузкой? Освоит ли ребенок школьную программу? Справится ли с периодом адаптации? Готов ли ребенок к школьному обучению?

       Именно этот аспект хотелось бы осветить подробно. Для того чтобы определить психологическую готовность ребенка к обучению в школе, родители могут обратиться к психологу в ДОУ. Специалист проверит уровень развития ребенка и предоставит вам информацию о том, готов ли ребенок к школе. Но иногда нет возможности посетить такого специалиста. И в этом случае вы можете сами проверить уровень психологической готовности ребенка, даже не обладая для этого специальными знаниями и навыками. Конечно, психолог даст вам более конкретный и подробный ответ по вопросу готовности ребенка к школе. Но вы сами можете примерно оценить уровень готовности ребенка к школе с помощью нижеприведенной информации.

Готовность ребенка к школе оценивается по разным направлениям. Для удобства скомпонуем оцениваемые аспекты в блоки.

1 блок: самоидентификация ребенка.

В 6-7 лет ребенку желательно знать ответы на следующие вопросы:

Как тебя зовут?

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Кто ты?

2 блок: идентификация ребенка в окружающем мире; оперирование понятиями о предметах и явлениях окружающей среды.

В данном случае нужно задать ребенку вопросы:

В каком городе ты живешь?

В какой стране?

Назови свой домашний адрес.

Как зовут твою маму и твоего папу?

У тебя есть сестра, брат, дядя, тетя? Как их зовут?

У тебя есть друзья? Как их зовут?

Какой сегодня день недели?

А какие дни недели ты знаешь?

Какой сейчас месяц?

Можешь ли ты назвать разные месяцы года?

Какое сейчас время года?

Назови времена года по порядку.

3 блок: математический.

        Предложите ребенку посчитать до 10 и обратно. В этом возрасте это не должно вызывать трудностей. Приветствуется также элементарное сложение: один плюс один, два плюс два. Покажите ребенку изображение цифр от 1 до 10 и предложите их назвать. Можно попросить ребенка посчитать предметы на картинках.

4 блок: познавательная сфера личности ребенка.

       В данной сфере оценивается уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения. Правильно сформированный уровень развития всех компонентов познавательной сферы позволит ребенку быть успешнее в школе, хорошо запоминать информацию, оперировать различными понятиями.

       4.1. Память. Предложите ребенку воспроизвести названные вами слова. Называются 10 слов в определенной последовательности. Слова надо зачитать ребенку громко, четко, медленно и два-три раза. Слова для запоминания: дом, лес, ночь, кот, окно, конь, мост, стул, брат, час. Норма для ребенка 6-7 лет: 6-7 слов. Если ребенок называет больше слов, уровень его памяти выше среднего. Если называет меньше слов, обратите внимание на этот момент и позанимайтесь с ребенком.

      4.2. Внимание. Проведите тест «10 отличий». Покажите ребенку две картинки, на которых есть определенные отличия. Если ребенок заметил 6 и более отличий, то уровень развития его внимания – норма.

4.3. Мышление. Для оценивания мышления предложите ребенку разные задания.

       «4 лишний». Покажите ребенку разные картинки (по 4 штуки), где одна картинка отличается от других по смыслу. Предложите назвать лишнюю картинку.

Пример:

 

«Классификация» или «Объедини понятия».

Покажите ребенку картинки схожих по смыслу предметов и предложите назвать эти предметы одним словом.

Пример:

 

Логическое мышление: тесты.

Предложите ребенку тест (представлен в разделе «Тесты»).

http://azps.ru/tests/4/raven.files/image004.jpg

На образце представлен рисунок с недостающей частью. Из 6 представленных картинок нужно выбрать именно ту, которая подойдет.

        Оценивание: Если из 24 образцов ребенок правильно выполнил 12 заданий, то примерно оцените уровень развития его логического мышления как средний.

Словесно-логическое мышление и речь.

        Покажите ребенку разные картинки (сюжетные) и предложите составить из них рассказ. Уровень словесно-логического мышления и речи оценивайте по таким факторам: связный рассказ, оперирование разными словами и понятиями.

        4.4. Воображение. Покажите ребенку лист с начатыми, но не дорисованными фигурами. Предложите ребенку дорисовать фигуры так, чтобы они стали похожи на что либо. Уровень развития воображения оценивается по контексту рисунка: чем сложнее и интереснее дорисованная фигура, тем выше уровень воображения у ребенка.

        5. Отношение к школьному обучению.

Предложите ребенку ответить на следующие вопросы:

Хочешь ли ты пойти учиться в школу?

Что ты будешь делать в школе?

Ты бы больше хотел пойти в школу или остаться в детском саду?

На основании его ответов делайте выводы о первичной мотивации ребенка к школьному обучению.

       На основании полученных данных и их интерпретации вы, уважаемые родители, сможете сделать выводы о примерной психологической готовности вашего ребенка к школьному обучению. И сможете обратить свое внимание на те сферы, которые у ребенка недостаточно развиты. А при возникающих вопросах вы всегда можете обратиться к специалистам-психологам для более детального изучения психологической готовности вашего ребенка к школе.                                      

Удачи вам!

Метки: Занимаемся и развиваемся