Межличностные отношения студентов.

Проблема межличностных отношений в студенческой среде актуальна. Социальная среда оказывает социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента со стороны учебной группы, в которую он входит, а также со стороны других социальных групп, с которыми он непосредственно взаимодействует в процессе обучения и социализации.

В очень упрощенном виде межличностные отношения, или взаимоотношения можно представить как процесс, который складывается: совместной групповой деятельности; вербального и невербального контактов; физического восприятия. В структуру взаимоотношений включаются: субъекты взаимодействия; взаимная связь его субъектом; взаимное взаимодействие их друг на друга; взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта.

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов. Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: посещают лекции в одной аудитории, некоторые живут в одном общежитии, участвуют в общественных мероприятиях. Студент пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками в это время доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (конкурсы, посвящение первокурсников, спортивные соревнования, КВН и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все-таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают, как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы. Для старшекурсников же такое отношение младших товарищей является отличным поводом почувствовать свою значимость, а также передать опыт, накопившийся за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.

На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Расширяется сфера деятельности, а главное – качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: развиваются необходимые способности; укрепляется профессиональная направленность; растут притязания личности; крепнет готовность к будущей работе; совершенствуются личностные качества и опыт. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на интересную жизнь. Вместе с тем на втором и третьем курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу третьего курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности

Проблема межличностных отношений популярна не только в студенческой, но и в профессиональной среде. Современному обществу не хватает людей, умеющих создавать здоровую психологическую атмосферу, устанавливать контакты и формировать профессиональную направленность личности. Для решения выделенных профессиональных проблем необходимо рассмотреть отношения в студенческой среде, адаптацию студентов и способы решения конфликтных ситуаций как начальную стадию формирования будущего специалиста. Очевидно, что выявление и разрешение межличностных конфликтов необходимо выполнять в период ранней адаптации студента на первом курсе, когда происходит формирование небольших групп, связанных общим интересом, подчинение студентов групповым нормам и правилам, выявление лидеров группы. Необходимо подчеркнуть, что студенты первого курса первого семестра еще не адаптированы к той среде, в которой находятся, следовательно, каждый студент занимает защитную позицию в борьбе за лидирующее положение в группе, он часто бывает агрессивен по отношению к одногруппникам. Сплочение группы происходит в период сессии, когда все участники учебного процесса действуют сообща. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций или разрешить уже возникшие конфликты, группой занимается социальный педагог, психолог-практик и преподаватель-куратор.

Кроме образовательной среды влияние на адаптацию и межличностные отношения оказывает среда, в которой проживает обучающийся, то есть общежитие. Главной задачей коллектива общежития является социально - воспитательная работа. Необходимо подчеркнуть, что в общежитии проживают студенты однородного возрастного состава, разница в возрасте не более 5 лет, что обуславливает возрастное сходство интересов и целей. Также стоит отметить, что разница в возрасте является положительным фактором. Общение со старшекурсниками позволяет первокурсникам быстрее адаптироваться, приобрести приятельские и дружеские отношения, повысить свою коммуникабельность и преодолеть страх начала самостоятельной жизни, приобрести опыт старшего поколения. Социально-воспитательная работа воспитателей и коменданта общежития представлена как в игровой форме в виде конкурсов, творческих мероприятий и представлений, музыкальных и праздничных вечеров, так и в трудовой - приобщение к труду, аккуратности, ответственности, порядку. Воспитатели, имея большой педагогический опыт, легко могут найти подход к каждому студенту и приобрести доверительные отношения. Таким образом, студенческая среда - это среда формирования социально адаптированной личности, готовой к продуктивной профессиональной деятельности. Без всякого сомнения, можно утверждать, что влияние преподавателя-куратора, воспитателей общежития и психолога оказывает плодотворное воздействие на процесс становления личности, самопознание, самореализацию, саморазвитие, идентификации принадлежности студента к выбранной им профессиональной направленности.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе. Психологи рассматривают студенческую среду как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний.

Формирование межличностных отношений происходит в процессе общения субъектов, что собственно и является главной целью общения в отличие от деятельности, направленной, в первую очередь, на преобразование объекта внешней реальности.

Большую роль в формировании межличностных отношений играет также проблема психофизиологической совместимости индивидов. Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. То есть межличностные отношения обязательно носят взаимный характер. Основные механизмы осознания себя через другого являются идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Таким образом, межличностные отношения - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главную особенность отношений составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми. Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения. Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у студентов, находящихся в длительном и тесном контакте.

Метки: Социальная психология