Арт-терапия — терапия искусством. Основные принципы арт-терапии.

Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка образов. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык.

Прообраз современной арт-терапии сохранился в народном творчестве. Человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.

Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией – вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.

Наиболее широкую известность она получила в середине XX века. Термин «арт-терапия» (от английских слов art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего эмоционального состояния.

Впервые этот термин был при описании занятий изобразительным творчеством с больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, игротерапия, драматерапия и т.п.).

Арт-терапия применяется как средство психической гармонизации и развития человека, как путь к разрешению социальных конфликтов или с другими целями. Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста. Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.

Выделим наиболее значимые преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта, социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил, играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить о наличии каких-то противопоказаний к участию людей в арт-терапевтическом процессе.
  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в описании своих переживаний. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию.
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, связывает специалиста (психолога) и клиента. Это особенно важно при налаживании контактов, в общении.
  • изобразительная деятельность представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, которые слабо проявлены в повседневной жизни.
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
  • продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для динамической оценки состояний, проведения соответствующих исследований.
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмом саморегуляции.

Можно сказать, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя. Терапия искусством по своей природе уникальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое: развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление; изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса; научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства); развивать ценные социальные навыки (в групповой работе); освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих; повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности. На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Основная задача арт-терапии – возбудить у человека активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблем.

Так что, мои уважаемые друзья, рисуйте, лепите, танцуйте, и вы вновь обретете радости нашей жизни! А все то, что происходит с вами, предстанет уже несколько в ином свете.

Арт-терапевтические методики.

Индивидуальное рисование

Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимули­рует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или глина.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Каждый член группы имеет в своем распо­ряжении много бумаги и цветных карандашей. Исполь­зуйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувст­ва, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытаетесь символи­чески выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высоко­художественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта испробуйте другие материалы, например краски, мел, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей рабо­те обнаружить информацию для себя. Используйте это упражнение, чтобы стимулировать воображение.

Рисование с партнером

Цель: Это упражнение превосходно для иссле­дования межличностных взаимоотношений и конфлик­тов.

Необходимое время: 30 минут — 1 час.

Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется, но полезно, чтобы руководитель имел опыт в терапии искусством.

Процедура: Выберите партнера. Положите между со­бой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите об­щаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упраж­нения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызы­вает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что-то о своем партнере.

Групповое рисование

Цель: Это упражнение дает возможность участ­вовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Бумага, цветные мелки или карандаши.

Подготовка: Руководитель должен обладать опытом в терапии искусством и групповой динамике.

Процедура: Все члены группы садятся в круг в сере­дине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цвет­ные ручки или карандаши. Начинайте рисовать что-ни­будь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего спра­ва. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляй­те к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рису­нок налево и получите рисунок справа. Продолжайте так до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный мо­мент и сообщающее это настроение группе.

Сотворение глиняного мира

Цель: Это упражнение, как и все упражнения в терапии искусством, стимулирует творчество. Оно так­же исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Необходимое время: 1 — 2 часа.

Материалы: Глина или пластилин. Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в груп­повой динамике.

Подготовка: Руководитель должен иметь опыт в груп­повой динамике.

Процедура: Каждый член группы получает большой ком глины. Группы делятся на подгруппы по 5—8 человек в каждой. Упражнение может сопро­вождаться приятной мелодией на флейте или клавесине для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы — один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина — сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. С закрыты­ми глазами работайте с глиной и дайте пальцам вы­разить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скуль­птуру, поместите ее на столе вместе с остальными вы­лепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами порабо­тайте над структурированием целостного мира из соот­ветствующих частей. Если в ходе упражнения у вас воз­никли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение по­делитесь своими впечатлениями с другими подгруппами

Метки: Терапия творчеством