Дети и родители: природа конфликтов.

Общение – основа любых отношений. От того, насколько успешным оно будет, зависит во многом качество отношений. Когда в ходе общения родитель и ребенок делятся своим радостями, горестями, опасениями, они становятся ближе друг к другу, достигают взаимопонимания. Умение общаться – это очень важное качество в отношениях. К сожалению, отношения с родителями современных подростков в 90% случаях приводят к постоянным конфликтам.

Что такое конфликт?

Конфликт между родителями и детьми не только неизбежен в семьях, но он нормален. Конфликтность характерна для любых взаимоотношений. Более того, конфликт является моментом истины во взаимоотношениях — это тест (испытание) здоровья этих отношений, это кризис, который может ослабить или укрепить их, это критическое событие, которое может вызвать длительное чувство обиды, скрытую враждебность, психологические «шрамы». Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга или втянуть их в более тесный и более интимный союз; они содержат семена деструкции и семена большого союза: они могут привести к вооруженной борьбе или к более глубокому взаимному пониманию.

Природа конфликтов.

Дети - инструмент воспитания своих родителей. Они воспитывают своими привычками, характером, поведением и т.д. Особые хлопоты доставляет первый ребенок. Возможно, Высшие силы опасаются, что ребенок может быть один, поэтому именно ему «поручается» основная «воспитательная» работа. То есть ребенок рождается с душой, идеализирующей ценности, противоположные тем, которым его родители (или один из родителей) придают избыточное значение. Либо ребенок имеет качества, которые родители презирают в других людях.

Так в чем же заключаются основные причины конфликтом детей и родителей?

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Родители и дети. Борьба за власть. Уступки.

Все родители встречаются с ситуациями, когда ни конфронтация, ни изменения в обстановке не влияют на поведение их ребенка; ребенок продолжает делать то, что не устраивает родителей. У родителей появляется ощущение, что они растят маленькое безобразие, тем более что родственники и соседи не упускают случая заявить, что их ребенку не хватает воспитания, что его слишком избаловали и такая наглость и эгоизм ни к чему хорошему не приведут. Родители же все и всегда более всего боятся не состояться в роли хороших воспитателей, вырастивших из ребенка настоящего человека! Это главный родительский комплекс, который побуждает их идти на крайности, лишь бы не утратить репутацию хорошего родителя.

В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

  • Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.
  • Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.
  • Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются.
  • Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.
  • Семьи с критической атмосферой.

Какие же конфликты можно выделить отдельно? Это:

  • Конфликт неустойчивого родительского восприятия.
  • Диктатура родителей.
  • Мирное сосуществование — скрытый конфликт.
  • Конфликт опеки.
  • Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”.

Так к чему же необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство.

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование. Как же этого добиться? Если родители хотят, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Решение будет принято значительно легче.

Метки: Семейная психология, Детско-родительские отношения